(29 июля 2015) На расширенном заседании Кабинета Министров Туркменистана Президент Гурбангулы Бердымухамедов утвердил планы по открытию в ряде высших школ страны восьми новых специальностей. В их числе — оперное искусство.
Уже с предстоящего 2015-2016 учебного года в Туркменской национальной консерватории будет вестись подготовка профессиональных оперных вокалистов.
Туркменская опера, являющаяся неотъемлемой частью современной национальной культуры, переживает в последние годы новое рождение. О значении, придаваемом в стране развитию этого вида искусства, свидетельствует и тот факт, что лидер нации, как правило, является почетным зрителем премьерных показов оперных спектаклей. Национальное оперное искусство удивительно сочетает в себе элитарность с глубокими народными корнями. Именно эта особенность взята за основу создателями современных спектаклей, являющих собой синтез классической оперной и народной музыки.
На сцене столичного Дворца мукамов Государственного культурного центра Туркменистана впервые прозвучала восстановленная опера «Шасенем и Гариб». В этом же году был учрежден национальный праздник – День работников культуры и искусства, и была заложена прекрасная традиция отмечать эту дату новой оперной постановкой.
В 2009 году второе рождение на туркменской сцене получила опера «Лейли и Меджнун», в 2010 году – «Зохре и Тахир», в 2011– «Гёроглы». Затем в репертуаре Туркменского национального музыкально-драматического театра имени Махтумкули появились музыкальная комедия «Аршин мал алан», оперный спектакль «Махтумкули» и постановка «Гёроглы». К слову, образ легендарного национального героя Гёроглы дважды был воплощен в оперных спектаклях этого театра.
Оперные премьеры стали неотъемлемой составляющей программ недель культуры, ежегодно проходящих в разных регионах страны. Так, во Дворце Рухыет приморского города Туркменбаши, состоялся премьерный показ оперы «Гёроглы», в Дашогузе впервые была представлена постановка оперы «Юсуп и Зулейха». В текущем году на сцене Дворца Рухыет города Туркменабат свое новое прочтение получила опера «Айна», созданная в союзе талантливых композиторов Дангатара Овезова и Адриана Шапошникова, а также автора либретто – Гусейна Мухтарова в 1957 году. Взяв за основу музыкальный и сюжетный материал известного спектакля, авторы нынешней постановки творчески переосмысли его, сделав акцент на близких современному зрителю темах и мотивах.
Созданные в последние годы разные по тематике оперные спектакли объединены идейно. Музыкальную и поэтическую канву современных постановок пронизывает мысль о неразрывности духовной связи эпох и поколений. Важно отметить, что эта идея нашла отражение и в отборе исполнителей оперных партий: мэтров музыкального искусства и его молодых представителей – студентов Туркменской национальной консерватории, Туркменского государственного института культуры и Туркменской государственной специальной музыкальной школы имени Д.Овезова. Более того, студентам ТНК было доверено исполнение главных ролей в сложных постановках «Махтумкули», «Гёроглы» и др. Этот союз опыта, мастерства и молодости подчеркивает характерную для туркменской культуры идею преемственности поколений и лучших традиций национального искусства.
Возрождение туркменской оперы стало мощным стимулом для развития музыкального и сценического искусства, отечественной культуры опирающейся не только на национальные традиции, но и на мировой опыт и современные достижения. При этом, процесс возрождения национального оперного искусства неразрывно связан с созданием собственной оперной школы, открывающей новые горизонты для деятелей культуры, совершенствования их исполнительского мастерства.
Современная оперная школа формируется с учетом традиций и новаторства. В этой связи следует отметить, что туркменская опера, впитывая в себя мировой музыкальный опыт, изначально создавалась и развивалась на основе самобытной народной музыки, мукамов и дестанов, искусства бахши и классической туркменской поэзии, в ней отразились фольклор и народная обрядовость, традиции народного творчества.
Как известно, первые туркменские оперы «Зохре и Тахир», «Судьба бахши», «Юсуп и Ахмет» были созданы по мотивам народных преданий и легенд. В становлении национального оперного театра принимали участие выдающиеся композиторы, в том числе один из основателей туркменской композиторской школы Дангатар Овезов. В Туркменском оперном театре ставились оперы и из мирового классического репертуара – П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова, А.Бородина, Дж.Верди и Дж.Пуччини – «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Князь Игорь», «Травиата», «Аида», «Чио-Чио-сан», «Фауст», «Кармен», «Севильский цирюльник» и т.д. Но основное внимание театр всегда уделял национальному репертуару, по традиции открывая каждый сезон его яркой жемчужиной – оперой «Шасенем и Гариб», не случайно избранной для первой оперной премьеры в новую историческую эпоху.
Главным консультантом ряда современных оперных постановок выступила народная артистка Туркменистана, Герой Туркменистана Мая Кулиева – легенда туркменской сцены, создавшая целую галерею замечательных образов не только в спектаклях, поставленных по произведениям отечественных композиторов, но и в мировых классических операх.
Сегодня культура Туркменистана не только открывается миру, но и осваивает достижения мировой культуры, порождая многообразие идей, жанров, видов и направлений искусств. Концертные программы камерных, симфонических оркестров непременно включают в себя произведения мировой классики и сочинения современных композиторов разных стран. В этой связи показательно яркое событие минувшей недели – праздничный концерт с участием отечественных и зарубежных артистов в прекрасном театрально-концертном зале нового Центра конгрессов «Mejlisler merkezi», где созданы все условия, включая самую передовую аппаратуру и акустические возможности, для проведения концертов, показа опер и спектаклей.
На сцене «Mejlisler merkezi» выступили такие известные в мире оперные артисты, как Нил Шикофф (США), Лючия Алиберти (Италия), Весселина Касарова (Швейцария). Порадовали публику своим вокальным мастерством солистка Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета им.М.Ахундова, заслуженная артистка Азербайджана Афаг Аббасова, солистка Татарской государственной филармонии им.Г.Тукая (Республика Татарстан, Российская Федерация) Ригина Валиева, солистка Стамбульского государственного театра оперы и балета Турецкой Республики Савигне Бурчин. Творческую труппу Венской оперы представлял танцевальный дуэт – Паула Ростас и Глеб Шилов.
Под сводами великолепного зала звучали фрагменты и арии из знаменитых опер – «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини, «Тоска» Джакомо Пуччини, «Дон Карлос», «Аттила», «Сицилийская вечерня», «Травиата» Джузеппе Верди, «Сельская честь» Пьетро Масканьи, «Кармен» Жоржа Бизе, «Самсон и Далила» Камиля Сен-Санса, «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха, популярных классических оперетт «Сильва» Имре Кальмана и «Веселая вдова» Франца Легара в исполнении наших гостей и Туркмено-австрийского симфонического оркестра «Галкыныш» под управлением известного австрийского музыканта, профессора Вольфганга Харрера и его молодого туркменского коллеги. В этом же концерте достойно было представлено национальное оперное искусство. В исполнении туркменской вокалистки прозвучала ария из оперы «Айна».
Сегодня театральная палитра Туркменистана, в том числе оперная обогащается новыми именами и творческими экспериментами, поиском новых форм общения со зрителем. Ашхабад стал местом проведения международных фестивалей, включая музыкально-песенные, фольклорные и театральные. Расширились масштабы и диапазон творческих связей с разными государствами мира, что, несомненно, способствует дальнейшему развитию национальной культуры.
С появлением в Туркменской национальной консерватории специальности – «оперное искусство» открываются новые перспективы для молодых талантов в реализации своих возможностей, творческого роста. В этой связи показателен тот факт, что по итогам конкурса научных работ, ежегодно проводимого в нашей стране среди молодых ученых и студентов, представительница этого творческого вуза была отмечена призовым местом за работу, посвященную становлению национальной школы оперного искусства в эпоху могущества и счастья.
Впереди у будущих звезд – ответственная пора – творческий конкурс и вступительные экзамены, призванные выявить наиболее талантливых претендентов на обучение по новой специальности. Но главное – профессиональная подготовка оперных артистов Туркменистана будет способствовать дальнейшему развитию национального оперного искусства, его выходу на мировой уровень.
Источник: http://infoabad.com/