(5 апреля 2016) В Государственном музее изобразительных искусств Туркменистана развернута персональная выставка работ Чарымурада Сарыева, приуроченная к его 70-летию.
С картины 1975 года на нас смотрит охваченный творческими поисками молодой человек, с неуемной жаждой открытий, который уверен, что жизнь бесконечна и все, что задумано, обязательно сбудется. На картине 1983 года – мужчина со своим видением ценностей в искусстве. А в автопортрете 1995 года – Чарымурад Сарыев такой, каким знаем его мы – сдержанный и мудрый. Он уже нашел, что искал и состоялся как художник.
Приблизительно также на искания и находки делится творчество этого художника. Выпускник Ташкентского художественного института Чарымурад Сарыев практически не расставался с простым карандашом, из-под которого на чистом листе блокнота появлялись портреты передовиков сельского хозяйства, учителей, нефтяников и просто знакомых.
Чуть позже аккуратные штрихи простого карандаша сменила акварель, и портреты стали получаться выразительными, отражая внутренний мир и характер героя. Казалось, все шло к тому, что Чарымурад Сарыев станет успешным портретистом. В подтверждение этому – две картины, являющиеся украшением выставки. Это портрет «Гелин», с которого на нас смотрит туркменская невеста. С первого взгляда девушка поражает зрителя не столько красотой и молодостью, сколько своей внутренней чистотой. Ее лицо излучает нежность, и им хочется любоваться бесконечно.
Талант портретиста – это дар художественной интерпретации человека, его богатого, а порою противоречивого внутреннего мира. Под другим портретом — надпись «Мудрец». Седобородый мужчина в чалме написан столь объёмно и реалистично, что, и не зная названия работы, зрителю понятно: это — мудрец.
Одновременно с портретами соотечественников в экспозиции представлены пейзажи исторической тематики. Раннее увлечение археологией – следствие выездов учащихся Ашхабадского художественного училища на пленэр – в Маргуш, Куняургенч, Нису – для Чарымурада Сарыева не прошло бесследно. В памятниках старины юноша особенно внимательно всматривался в уцелевшие фрагменты мозаичных фресок мастеров средневековья, представляя, как бы они выглядели, если бы время сохранило их. И это увлечение повлияло на кардинальный поворот в творчестве художника. Он стал мозаиком. Друзья и коллеги отговаривали его от этого шага, работы Чарымурада свидетельствовали о незаурядном таланте портретиста. Однако художник был непоколебим в своём решении, и вскоре на стенах Творческого городка в столице появились первые три панно Чарымурада Сарыева в соавторстве с другими мастерами.
Панно Чарымурада Сарыева напоминают ковровое полотно. Он нарочито использует ковровый орнамент в подаче изображений ювелирных украшений, персонажей из животного и растительного мира. Все, что он делает, глубоко национально и самобытно, в стилистике восточного декора.
— Монументальное искусство имеет одно важное преимущество – оно для всех, — подчеркивает Чарымурад Сарыевич. – Не надо идти в музей или в мастерскую художника, эти произведения живут рядом с нами, ежедневно радуя прохожих своей красотой.
Сегодня мозаичные панно Чарымурада Сарыева украшают здания Марыйского историко-краеведческого музея, Марыйской и Дашогузской велаятских библиотек. Интереснейшая работа – роспись на стене — стала достопримечательностью Дома культуры этрапа Галкыныш Лебапского велаята. На выставке представлены макеты общего вида и фрагментов этой росписи. Сценки из жизни сельчан выполнены художником в декоративно-плакатном жанре с использованием эффекта светотени от контраста бордовых, синих и белых цветов. Глядя на эти работы, без преувеличения можно сказать, что окружающий нас мир стал выразительнее и ярче благодаря художнику Чарымураду Сарыеву.
Источник: http://www.turkmenistan.gov.tm