(19 апреля 2016) Выставка посвященная искусству создания самобытных войлочных ковров. Мероприятие организовано Министерством культуры Туркменистана в рамках программы Года почитания наследия, преобразования Отчизны.
На выставке были представлены лучшие образцы национального декоративно-прикладного искусства туркменского народа, в которых органично переплелись традиции кошмоваляния, одухотворённая образность и утонченный символизм современных орнаментов. Известные мастерицы, приехавшие из всех велаятов Туркменистана, дали мастер-класс тем, кто только постигает азы древнего и выразительного художественного ремесла.
Посетители экспозиции познакомились с многообразием современных войлочных изделий, а также оценили раритетные образцы кошм, являющиеся частью национального историко-культурного наследия. Для туркменского народа кошма всегда была незаменима в быту. Ею застилали пол юрты, зимой она спасала от холода, а летом от зноя. По народным поверьям кошма оберегала от злых духов и укусов ядовитых пауков и змей. Кошмы выделывали женщины и секреты ремесла передавались из поколения в поколение. В рамках экспозиции известные мастерицы поделились секретами оригинальной техники кошмоваляния.
На камышовой циновке, сделать которую тоже специальное искусство, женщины неторопливо раскладывают неокрашенную шерсть. Она и будет основой кошмы. Шерсть только осенней стрижки, подчеркивают мастерицы, так как она лучше поддается уплотнению. Затем укладывается верхний слой кошмы — сам узор. Здесь уже используют шерсть весенней стрижки, она более мягкая, хорошо поддается прядению. Ее заранее окрашивают в различные цвета.
Как и в каждом виде народно-прикладного искусства в кошмовалянии используются орнаментальная символика. Она отражает космогонические представления наших предков о мире, макро- и микрокосмосе. На туркменской кошме в основном изображены солярные знаки, как обереги от всего плохого, рога барана – символ благополучия, кайма – олицетворение бесконечности пространства и времени. Каждый старинный узор – это художественно воплощённая легенда. Так, в узоре «Gelinbarmak» запечатлена история двух любящих сердец, которую с интересом слушали все собравшиеся около мастерицы из Ахалского велаята.
В стародавние времена в семье молодого хана случилось несчастье. У красавицы жены отнялись ноги, и никакие знахари не могли помочь несчастной гелин. Тогда муж поехал искать такого тебиба, который сможет поставить на ноги молодую жену. Прошла осень, затем и зима, а хан все не возвращался. И когда уже появилась первая зелень, женщина попросила поставить белую кибитку на самом высоком холме, и спрашивала у всех проходящих мимо караванов, не встречали ли они ее мужа.
Однажды к ней подошел белый ягненок и слегка потерся об ее атласное платье, вышитое золотыми нитями. Увидев шерстинки на ткани молодая женщина рассердилась и велела состричь всю шерсть с ягненка. Умудренные жизнью женщины не стали выбрасывать шерсть, а промыли ее сначала в холодной водой, потом в горячей, затем побили палками. Так получилась кошма, которую положили под больные ноги молодой гелин. Постепенно она начала замечать, что ей стало лучше, ушли боли, и она стала ходить.
Выздоровев женщина решила искать мужа. В этом ей помог заяц, которого посадили на цепочку и использовали как приманку для сокола. И вот однажды собака тазы, которую молодой хан взял с собой отправляясь на поиски лекаря, увидела, как сокол камнем бросился вниз на зайца. Она побежала к тому месту, а за ней последовал на своем коне хан. Так встретились два любящих сердца. А на старинном узоре запечатлелись цепочка следов зайца, полет сокола и узорная тайнопись. Глядя, как искусная мастерица создает рукотворное полотно, невольно вспоминаешь слова одного из путешественников, посетивших наш край в XIX веке, «каждая туркменская женщина – художник».
На основе всего лучшего, что сохранило в себе искусство кошмоваляния, сегодня рождается новое, не менее оригинальное изделие. Наши современницы составляют художественную летопись эпохи независимости, запечатлевая наиболее значимые события. Среди них – Национальная туристическая зона «Аваза», эмблема V Азиатских игр в закрытых помещениях и по боевым искусствам, которые пройдут в Ашхабаде в 2017 году, достопримечательности современной архитектуры.
«Мода меняется, но стиль вечен», — говорил известный кутюрье Ив Сен – Лоран. Кошма, как и туркменский ковер, — хранит художественные традиции не одного тысячелетия, сохраняя свою самобытность даже в гармонии с современным орнаментом.
Источник: http://turkmenistan.gov.tm/