(28 апреля 2016) Примечательно, что вошедшие в нее экспонаты из музейных коллекций Туркменистана впервые представлены за рубежом.
Это стало возможным благодаря поддержке Президента Гурбангулы Бердымухамедова и принятию Закона «Об охране, ввозе и вывозе движимых ценностей национального историко-культурного наследия», который вступил в силу 11 апреля 2016 года.
Как отмечает лидер нации, комплексный и глубоко научный подход к изучению истории туркменского народа, сохранению и популяризации в мире материального и духовного наследия – одна из приоритетных задач нашего государства. При осуществлении этой работы особое место отводится музеям страны — хранителям бесценного историко-культурного достояния нации, крупнейшим научным центрам. Древняя, насчитывающая пять тысячелетий история нашего народа, его самобытные традиции, беспрецедентные достижения Туркменистана в новую эпоху – все это находит свое воплощение в богатейших музейных экспозициях.
Вопросы дальнейшего совершенствования музейного дела как неотъемлемой составляющей государственной политики в сфере культуры находятся в поле пристального внимания лидера нации Гурбангулы Бердымухамедова, подчеркивающего, что наши историко-культурные ценности имеют не только национальное, но и общечеловеческое значение. Решению важнейших задач по сохранению и изучению этого наследия, памятников культуры и истории способствуют государственный патронаж, а также сотрудничество с авторитетными международными организациями в этой сфере и крупнейшими музеями мира.
Нынешняя выставка, проводимая в Год почитания наследия, преобразования Отчизны, особенно актуальна, поскольку предоставляет возможность многочисленным зарубежным посетителям познакомится с артефактами, свидетельствующими о том периоде истории, когда Сельджукская империя достигла своего наивысшего расцвета.
Предметы из собраний Государственного музея Государственного культурного центра Туркменистана, Марыйского историко-краеведческого и Куняургенчского музеев дают представление об уровне развития искусства в колыбели государства Великих Сельджуков – Древнем Мерве.
На протяжении столетий Мерв был выдающимся культурным центром Востока, наивысшего расцвета достиг в XI веке в качестве главного города империи Великих Сельджуков. С 1118 года последний сельджукский султан – Санджар – сделал Мерв своей столицей. Здесь строились непревзойденные по красоте замки, мечети, дворцы.
Сельджукская империя простирала свои границы от Палестины до Китая, от Ирана и Афганистана до Аральского моря. И даже позже, в ходе вынужденной миграции после нашествия Чингисхана потомки огузов сохраняли государствообразующий потенциал, создавая независимые эмираты, княжества на огромных пространствах от Кавказа до Индии на Востоке и Турции на Западе.
Легендарная история Мерва привлекает повышенное внимание археологов. Начиная с первых лет независимости Туркменистана успешно осуществляется многолетний международный проект по изучению Мерва, организованный туркменскими специалистами совместно с археологическим институтом Лондонского университета. А в созданном здесь тридцать лет назад Государственном историко-культурном заповеднике «Древний Мерв» идет постоянная работа по сохранению бесценных реликтов архитектуры прошлых эпох. Три года назад стартовал проект, ставший еще одним зримым примером развития туркмено-американского сотрудничества в области культуры: благодаря гранту Фонда посла США в рамках программы Госдепартамента «Сохранение культурного наследия» ведется реставрация выдающегося памятника средневековой архитекторы – Большой Гыз-калы.
Во времена правления Сельджуков, особенно при султане Санджаре строительство достигло значительных высот, в это время были выработаны эталоны монументальной архитектуры. Территория города тогда составляла 1500-1800 гектаров и не уступала по величине таким городам Ближнего Востока, как Дамаск, Алеппо, Иерусалим, намного превосходив известные города Западной Европы XII–начала XIV веков – Париж, Болонью, Милан, Неаполь.
Средневековый Мерв – это нынешнее городище Султан-кала, воздвигнутое в период правления Mялик Шaха, отца султана Санджара. В центре города был возведен архитектурный ансамбль, состоявший из мечети, ряда общественно-административных зданий и султанской резиденции. В 40-х годах XII века в комплекс вошло крупнейшее сооружение, уцелевшее до наших дней, великолепное творение средневековых зодчих – мавзолей султана Санджара. Особое место в городе занимала сельджукская цитадель – Шахрияр-арк. Внутри нее и сегодня можно видеть руины дворца и отдельного изящного сооружения, в котором заседал диван – высший государственный совет сельджукских султанов.
В то время вдоль улиц Мерва размещались мечети, медресе, библиотеки и дома знатных горожан. Высоко было развито ремесленное производство, в том числе ткачество, керамика, металлообработка, ювелирное искусство. Мервские шелковые, хлопчатобумажные и шерстяные ткани, штампованные керамические изделия пользовались большим спросом за пределами огромной империи и составляли основу международной торговли. Высокий уровень культуры способствовал развитию науки. Выходцами из Мерва были многочисленные учёные и поэты, получившие широкую известность, среди которых философы, астрономы, врачи, филологи и историки, носившие в дополнение к своему имени лакам-прозвище Мервези//Мервели (родом из Мерва).
Средневековые летописцы не раз упоминали, что в то время мервские библиотеки считались одними из лучших в мусульманском мире.
В Мервской библиотеке известный арабский географ и путешественник Йакут создал свой знаменитый труд по географии. В султанской обсерватории работал известный ученый Востока Омар Хайям, составивший самый точный для того времени календарь.
Город Мерв был ведущим очагом культуры и торговли Центральной Азии. Здесь производилась и хранилась значительная часть материальных и духовных ценностей народов Востока. Расположение Мерва на перекрестке маршрутов Великого Шелкового пути имело важное значение для купцов из разных стран –сюда приезжали торговцы из Поднебесной, а уже отсюда караваны отправлялись в разные стороны света.
Начиная с древних времен дорога, связывающая Европу с Азией, повлияла на взаимоотношения между народами Востока и Запада и внесла особый вклад в развитие мировой культуры, что подтверждается и средневековыми письменными источниками.
Включение Древнего Мерва в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1999 году стало убедительным подтверждением того, что город является национальной гордостью не только туркменского народа, но и достоянием всего человечества.
На нынешней выставке посетители смогут увидеть целый ряд уникальных предметов из древнего Мерва и других городов Мервского оазиса. Прежде всего, это Данданакан – легендарное место, где в 1040 году состоялась победоносное сражение Сельджукидов с хорошо вооруженными войсками газневидского султана Масуда, после чего вся эта область перешла под полный контроль сельджукских военачальников – братьев Тогрулбека и Чагрыбека, положивших таким образом начало созданию одной из величайших империй Востока.
В середине прошлого века туркменские археологи частично раскопали на территории Данданакана михраб соборной мечети. Он выполнен в технике резьбы по алебастру и представляет собой подлинный шедевр искусства исламского мира. На выставке экспонируются три выразительных фрагмента этого михраба: две полуколонны, целиком покрытые орнаментальной резьбой и один уцелевший блок с письменами, украшавший прямоугольное обрамление михраба.
Среди других туркменских экспонатов – лепной кувшин с ручкой, целиком покрытый рельефным изображением танцоров и поэтической надписью. Это характерный образец посудной керамики XI-XII веков, служивший частью праздничного сервиза и найденный в одном из богатых домов Мерва.
Несколько мелких бронзовых экспонатов того же периода дают представление о мастерстве ремесленников Мерва: даже бытовые предметы они старались сделать художественно выразительными. Таковы печать с надписью, пинцет, медицинские инструменты, косметическая ложка, двойной черпак. Большую ценность представляют три золотых женских браслета: один в виде сложной плетенки и два одинаковых, полых внутри, найденные почти полвека назад в составе клада золотых монет среди руин города Мерверуд, располагавшегося на берегу реки Мургаб близ нынешней туркмено-афганской границы.
Удивляет насыщенностью красок редчайший образец архитектурного декора сельджукской эпохи: глазурованная плитка в виде девятилучевой звезды с изображением всадника. Несколько особняком в этой экспозиции стоит балбал – каменная скульптура, воплощающая умершего предка и устанавливаемая у мемориального места. Следует отметить, что туркменские артефакты находятся в центре особого внимания, ведь, как уже упоминалось выше, наша страна впервые предоставила их столь широко за рубежом.
Около 270 экспонатов, среди которых предметы из керамики, стекла, гипса, письменные документы, изделия из ткани, дерева и металла, были представлены для выставки из американских, европейских и ближневосточных государственных и частных коллекций, которые впервые были продемонстрированы публике.
Выставку открывают артефакты с именами сельджукских султанов и правившей элиты – в Центральной Азии надписи присутствовали на монетах и в архитектуре. Гипсовые барельефы, изображающие королевскую гвардию, эмиров и придворных, рассказывают о дворе Великих Сельджукидов.
В следующих секциях жизнь султанов и их придворных отображена на гипсовых барельефах, в изделиях из керамики, металла, редких и живописно украшенных образцах книжного искусства и других предметах.
Отдельный раздел выставки отдан изобретательству. Многие достижения в науке, медицине и технике нашли отражение в манускриптах, а также в научном и медицинском инструментарии того времени. Заслуживает внимания и одна из ранних исламских астролябий. Среди множества других назначений этого сложного навигационного инструмента следует назвать определение дороги в Мекку и, соответственно, стороны света для молитв.
Шестая и последняя секция посвящена мемориальному искусству. Здесь представлены различные знаки с гробниц, кенотафы, погребальная мебель и узорчатые ткани, обнаруженные в гробницах сельджуков.
На выставке широко демонстрируются проекции фотографий архитектуры Сельджукской эпохи на лоне природы.
Специально к этому событию выпущен богато иллюстрированный каталог, предназначенный как для ученых, так и для широкого круга читателей.
Следует подчеркнуть, что Метрополитен-музей, основанный в 1872 году, является крупнейшим в США и одним из десяти крупнейших музеев мира. В его хранилищах находится более двух миллионов экспонатов, сотни тысяч из которых демонстрируются в постоянно обновляющейся экспозиции. Ежегодно музей посещают более шести миллионов человек.
Выставка продлится по 24 июля нынешнего года.
Источник: http://turkmenistan.gov.tm