(29 апреля 2016) Туркменский народ всегда с почтением относился к книгам как источнику мудрости, бережно хранил их как бесценное достояние. Наши предки говорили: «Знает не тот, кто много прожил, а тот, кто много читает».
И те, кто интересуется историей и культурой Востока, знают, что первая в Средней Азии библиотека под названием «академия» была создана тысячу лет тому назад в Куняургенче, который находится недалеко от Дашогуза — административного центра северного региона Туркменистана. Славился своими библиотеками и Древний Мерв.
Условно, история средневековых библиотек Мерва начинается с VII века, когда последний Сасанидский царь Йездигер III в 651 году, спасаясь от преследования арабов, привез с собой в Мерв библиотеку ценных рукописей на авестийском и среднеперсидском (пехлевийском) языках из царских сокровищниц столицы и других городов Сасанидского государства. Согласно историческим сведениям, эти книги находились в Мерве еще в начале IX века при правлении халифа ал Мамуна. В 813 году он обосновался в Мерве и на время перенес туда халифскую резиденцию. В Мерве Мамун стал собирать вокруг себя самых известных среднеазиатских ученых, рассчитывая по возвращении в столицу укрепить ими штат «Дома мудрости». Так называлось научное учреждение, где были собраны лучшие по тем временам переводчики, которые сделали достоянием арабского читателя сочинения мыслителей и ученых античной и эллинистической эпох. Слухи о покровительстве Мамуна наукам достигали самых отдаленных уголков Средней Азии — отовсюду в Мерв стекались ученые, для которых служба при дворе халифа открывала возможность заниматься научными исследованиями.
Наибольшего расцвета Мерв достиг при султане Санджаре. Путешественники называли город, расположенный на перекрестии Великого Шелкового пути, Святыней Хорасана. Этот город был одним из первых в Центральной Азии «наукоградов». Здесь жили и работали известные математики и врачи, в том числе знаменитый астроном и ученый Омар Хайям. О книгохранилищах Мерва арабский ученый Йакут приводит интересные сведения. Он жил три года в Мерве, чтобы завершить свой «Словарь стран», используя имеющиеся там книги. Согласно словам Йакута, все книгохранилища Мерва принадлежали медресе и одним из важнейших, бесспорно, было медресе, основанное великим визирем Сельджукидов в Мерве Низам аль-Мульком. Как пишет Йакут, в Мерве было много сокровищниц из изящных книг. В медресе Азизие имелось 12 тысяч, в медресе Низам аль-Мулька — два книгохранилища, принадлежащие (семье) Саманидов и еще три книгохранилища в медресе Амидие и библиотеке Хатуние. При этом большинство экземпляров в библиотеках были единственными.
В Древнем Мерве, как и во всем исламском мире, сложилась особая форма конструкции помещений «Домов мудрости». Обычно они располагались в отдельных зданиях. В центре – большой красиво украшенный зал с высоким потолком, часто с куполом. Стены были побелены, иногда украшены цветным мрамором. На дверях висели роскошные занавеси, а пол покрывался коврами, на которых и располагались читатели. Книги хранились в деревянных шкафах, наиболее ценные (прежде всего, ценные экземпляры Корана) – в специальных витринах. Особое значение придавалось сохранности, за это отвечал хранитель библиотеки – сахиб. Он же следил за тем, чтобы всем читателям предоставлялись (бесплатно) бумага, чернила, перья. Ведь посетители приходили сюда в основном не читать, а именно переписывать. В библиотеках были специальные залы для дискуссий «мудрых». На крыше мужской библиотеки располагалась обсерватория. После чтения философских или богословских трактатов читатели любовались видом звездного неба. Представительницы прекрасной половины черпали в книгах знания по кулинарии, советы по уходу за лицом и телом, изучали своды норм морали и нравственности.
Марыйская велаятская библиотека по праву может считаться преемницей библиотек Древнего Мерва. Современная библиотека – это особый феном культурной жизни региона, где не только хранятся уникальные печатные раритеты, это также и современный мультифункциональный центр, где проходят выставки, научные конференции, встречи с известными людьми.
Новое здание библиотеки было построено в октябре 2011 года по поручению Президента страны Гурбангулы Бердымухамедова, культурная политика которого направлена на сохранение и приобщение народа к духовному наследию, истории и культуре, запечатленных в литературных произведениях. Расположенная в самом центре города она узнаваема практически сразу: здание имеет сферическую форму, его поддерживают 62 колонны. Высота библиотеки составляет 42 метра. В новой библиотеке, способной принять одновременно до 600 читателей, может храниться до 3 миллионов книг. К услугам посетителей не только книги и периодические издания, но и интернет-кафе. Для проведения форумов и симпозиумов, в том числе международного уровня, имеются два конференц-зала – на 300 и 50 мест. Отличительной особенностью библиотеки является наличие в ней обсерватории, которая расположена на верхнем этаже. Как подчеркивает Президент Туркменистана, есть особый смысл в том, что в библиотеках располагаются обсерватории. Астрономические и геофизические наблюдения и исследования – одно из актуальных направлений мировой и отечественной науки.
В библиотеке также имеется специальный зал, где хранятся старинные издания, – книги и рукописи, возраст которых исчисляется не одной сотней лет. Кстати сказать, специальные реставрационные мастерские позволят профессионально восстанавливать книги. В библиотечном музее книги выставлены напечатанные еще в начале прошлого века латинским шрифтом на туркменском языке произведения классиков туркменской литературы — Кемине, Мятаджи, Сейди, Зелили, дестаны «Шасенем и Гариб», «Лейли и Меджнун». Среди уникальных экспонатов библиотеки – напечатанные на арабском алфавите книга произведений Алишера Навои и «Книга о науке» («Ылмыхал»), на тюркском языке — «Книга о жизни Мухаммеда». Особой гордостью работников библиотеки являются первые экземпляры книг Президента Гурбангулы Бердымухамедова «Живая легенда» и «Имя доброе нетленно», лично переданные главой государства в дар библиотеке на торжественной церемонии её открытия.
Сотрудники библиотеки стараются в полной мере использовать ее универсальность, по-новому организуя свою работу с читателями. Марыйская велаятская библиотека стала открытой публичной «площадкой», на пространстве которой можно учиться, общаться, прикоснуться к бесценным литературным сокровищам прошлых веков и даже заглянуть через телескоп в космические дали. Уникально соединяя ресурсы и услуги, они добились того, что она стала не только хранилищем знаний, но и обрела черты современного информационно-культурного центра.
Источник: http://turkmenistan.gov.tm/