(3 августа 2016) Жанровое и стилистическое многообразие музыкального и песенного искусства, представленное в рамках творческого смотра с символичным названием «Эхо преемственности», завершилось в административном центре Лебапского велаята.
Живописную палитру старинных свадебных обрядов представил фольклорный коллектив из Каахкинского этрапа Ахалского велаята: от полных лиризма девичьих песен «Энеджан», «Джораджан» до эмоционально насыщенных танцевально-песенных композиций «Яр-яр», «Яраллей», «Олен», «Яровджан» и шуточных песенных четверостиший «Дегишме» и «Енгеджан». Звонкая многоголосица и переливы полутонов обрядовых сценок сопровождались аккомпанементом на депе – национальном ударном инструменте, получившем широкое распространение в северных регионах — в Дашогузском и Лебапском велаятах. О том, что искусные исполнительницы на депе живут и на юге страны – в Каахка, – многие даже не догадывались.
Жанровое многообразие музыкально-песенных традиций представил и Балканский велаят. Наряду с характерными для данного региона обрядовыми танцами и песнопениями «Куштдепди», «Хыммыл», «Газал», звучали разновидности девичьих песен «Ляле» и «Монджукатды» и самобытные песни-наставления «Несихатлар».
Национальный танец «Чапак» стал визитной карточкой исполнительского искусства Лебапского велаята. Примечательна история его возникновения: в прошлом, когда мужчины уходили на сражение, их жены исполняли ритуальный танец, веря, что его мощная энергетика придаст силы воинам. Со временем характер танца эволюционировал, и мощный эмоциональный накал трансформировался в прелюдию праздничного действа. В настоящее время «Чапак» — неотъемлемый компонент свадебного фольклора. На фестивале его исполнил творческий коллектив из Саятского этрапа.
Фестиваль, ставший отражением историко-культурного опыта туркменского народа, его музыкально-эстетических традиций, продемонстрировал неразрывную связь времен и поколений, лежащую в основе ментальной самоидентификации.