(8 августа 2017) В Музее изобразительных искусств развернута выставка живописных и скульптурных работ, посвященная Играм.
В экспозиции представлены работы членов Союза художников Туркменистана, студентов и преподавателей Государственной Академии художеств, а также полотна из музейных фондов. Открывает тематическую выставку картина с символичным названием «Добро пожаловать в Ашхабад на Азиаду-2017», выполненная студентами академии Гурбаном Бабатаджевым, Дуньягозель Акыниязовой и др. Главные герои полотна — образ V Азиады — дружелюбный алабай Вепалы и участники 500-дневного конного марафона, посвященного Играм, передающие воодушевление и праздничный настрой, которыми живёт страна в ожидании крупнейшего спортивного события года.
Широко представлены в экспозиции портреты звезд туркменского спорта. Среди них многократный чемпион мира по тяжелой атлетике Алтымурад Ораздурдыев, которому посвящена серия работ художника Нурата Ходжакулиева. В картине «Победа» на нас с пьедестала смотрит улыбающийся Алтымурад, в очередной раз ставший триумфатором чемпионата и завоевавший для Родины ещё одно золото.
Полотно, транслирующее энергию победы, неизменно приковывает внимание зрителей. А рядом картина, на которой мама чемпиона заключила сына в объятия. Нурату Ходжакулиеву удалось передать в образе безграничной материнской любви, гордость и восхищение, с которыми ассоциируется в нашей памяти имя выдающегося соотечественника.
Героиней полотна Тамары Киселевой стала знаменитая туркменская дзюдоистка Дженнет Гельдыбаева. Сделав акцент на выразительных лучистых глазах и утонченных чертах лица, художница показала, что борцовский талант, о котором свидетельствуют её золотые медали, не умаляет красоты и женственности спортсменки.
Известный тренер по дзюдо Насида Суркиева стала героиней картины Гульназ Разыгуловой. Доброжелательное и открытое лицо наставницы, которая готовит туркменских мастеров по одному из самых распространенных видов восточных единоборств, подкупает своим обаянием. Галерею образов знаменитых атлетов, имена которых вошли в историю туркменского спорта, продолжает раздел, рассказывающий о накале соперничества.
Среди множества работ, посвященных велоспорту, внимание привлекает картина студентки Академии художеств Лачин Байлиевой «Велогонщики». Художница изобразила группу велосипедистов, мчащихся на предельной скорости по дороге, опоясывающей объекты столичного Олимпийского городка. В работе много воздуха, азарта и динамики, подчеркнутых бликовым отражением гонки на мокром асфальте.
Лачин хорошо удаётся спортивная тематика. В картине «Баскетболисты» игроки противоборствующих команд отчаянно борются за мяч. Художница точно передала эмоциональный накал острых моментов захватывающей встречи. Чувствуется даже переживание болельщиков на трибунах.
Огромное число картин посвящено 500-дневному конному марафону, посвященному Азиаде-2017. Многие из них уже знакомы посетителям по академическим выставкам. Интересную работу представила Гызылгуль Худайбердыева — «Золотой спорт. Конкур». В стремлении победить конь и наездник слились воедино не только физически, но и духовно. Скорость, техника и полное взаимопонимание конкуриста и скакуна – три составляющие победы. И это блестяще передано художницей.
Гореш – национальная туркменская борьба – также стала одной из популярных тем для художественного воплощения и представлена в различных жанрах. Интересна работа Берды Сарыева «Поединок».
Автор представил двух борцов в синем и оранжевом цветах. Два цвета, как два соперника. Яркий круг, в котором происходит борьба, создан светом мощного прожектора, приковывающего внимание зрителей. Оригинально и цветовое решение, и та экспрессия, с которой выступают борцы.
Народный художник Туркменистана Меред Гылыджов в своей картине «Гореш» изобразил состязающихся борцов разноцветными мазками, акцентировав зрительское восприятие на эмоциональном накале схватки.
Украсила тематическую экспозицию замечательная картина Сергея Беглярова «Шашисты» — из запасников музея. Сергей Бегляров обучался вместе с Ольгой Мизгиревой и Бяшимом Нурали в Ударной школе искусств Востока и стоял у истоков зарождения туркменской живописи. Интересный ракурс – сверху — делит картину на две части: на одной – два игрока, на другой — поле их сражения. Шашки, как и шахматы – игра интеллектуальная, и судя по «токам», пронизывающим соперников, напряжение достигло пика.
Погружая в атмосферу воодушевления, открытости и позитива, экспозиция достигает своей цели – она пробуждает в посетителях спортивный дух, стремление к здоровому образу жизни и достижению личностных целей.