(9 августа 2017) Юрта – самобытное произведение кочевой архитектуры: символичное по форме, лаконичное конструктивно, многофункциональное и богато декорированное.
Для народов, чьи традиции связаны с кочевым образом жизни, юрта – концентрированный образ бытия, в зонировании и убранстве которой объединены религиозные взгляды, ментальные и социокультурные особенности, история и традиции.
С юртой была тесно связана жизнь туркмен. Заполняя её пространство необходимыми предметами обстановки и утварью, определявшими своеобразие и уют переносного жилища, подсознательно они стремились гармонизировать пространство самобытными декораторскими приёмами.
Национальная самобытность жилища кочевников сформирована изделиями декоративно-прикладного искусства. Яркие ковры, войлочные изделия, разнообразные ткани, вышивки, декораторские акценты подчёркивали этнический колорит. В орнаментальном строе этих изделий отражена эволюция художественных традиций и эстетических взглядов туркмен, духовная и историческая общность племён.
Большое внимание уделялось свадебной юрте ак ой, символизм и красота убранства которой должны были обеспечить счастье новой семье. Во внутреннем и внешнем оформлении просторной юрты превалировало белое войлочное покрытие, дополненное произведениями ювелирного искусства и орнаментированными деталями. Для художественного оформления не жалели ни средств, ни материалов, стремясь сделать свадебную юрту нарядной и богатой.
Части каркаса юрты соединялись при помощи веревок, тесемок, ремней, округлые стены опоясывались широкими и узкими ткаными полосами. Закрепленные на купольных жердях и свисающие с них узорные ленты с кисточками придавали интерьеру нарядность. Верхнюю часть решётчатой стенки, крепившуюся к жердям купола, снаружи стягивали широкой тканой полосой, шириной 30–45 см. Она была орнаментирована и представляла собой один из обязательных элементов не только конструкции, но и декора юрты.
В качестве наружных креплений также использовались тканые шерстяные ленты, игравшие важную композиционную роль во внешнем убранстве жилища. Старинные дорожки отличали высокое качество исполнения, художественные достоинства, насыщенный колорит.
Нередко встречались дорожки с ворсовым узором по гладкому безворсовому. Особую красоту жилищу придавали полосы молочно-белого фона ак йуп, которые ткались на специальном станке для украшения парадных юрт. Совершенство технических приёмов обусловило фактурность и стилистическое многообразие тканных изделий, присущих различным регионам Туркменистана. Для их создания использовались горизонтальные узконавойные разборные станки. Ворсовый узел завязывался на верхнем ряду основы, поэтому очертания рисунка не проступали на обратной стороне. Изделия вырабатывали из белой шерстяной пряжи паласной техникой: на ворсовой основе ткался цветной узор.
В теплое время года ткацкий станок, установленный у юрты прямо среди степного разнотравья, создавал атмосферу праздника. Ритмичные движения и энергия творчества ковровщиц рождали рукотворное чудо. К Новруз байрамы юрту украшали тематической тканой полосой: на белом фоне располагался ажурный цветочный орнамент гульяйды, состоящий из нежных бутонов тюльпанов и маков, крупных цветочных кустов и букетов. Для оживления цветовых нюансов мастерицы использовали при создании цветочной орнаментики шёлковые нити.
Растительные мотивы были простыми и усложненными, называемыми «Древо жизни». Искусные композиции «цветок — голова» использовались не только для украшения дорожек, а также молитвенных ковриков.
Некоторые мастерицы использовали лаконичный орнаментальный состав и умело компоновали его, добиваясь композиционной выразительности. Продольные каймы дорожек состоят из нескольких рядов незамысловатых узоров. Концы дорожек гладкие, заполнены мелким цветочным орнаментом: в виде чешуек, расположенных поперечными рядами (часто в виде семи полос). Узоры гульяйды, дагдан, тумар выполняли функцию оберега. Нередко на одном из концов дорожки были изображены свадебный караван или животные.
Оригинальность тканным лентам придавало введение в структуру ворсовой основы из овечьей шерсти нитей из шерсти верблюда, хлопковых и шёлковых. Шёлк у туркмен ассоциировался с сакральной чистотой, придавая изделию блеск, глубину и яркость. Благодаря вкраплениям оттенков рубина, бирюзы, желтого, оранжевого и малинового, а также жемчужному переливу хлопковых нитей, тканная полоса, обрамлявшая юрту и символизировавшая идею бесконечности мира, выступала композиционной доминантой выразительного декора.
Художественное достоинство рукотворных изделий – в их стилистической гармонии и композиционной уравновешенности, продуманной вариативности элементов орнамента. Наиболее распространенные мотивы ворсовых ковровых изделий – геометрические узоры: квадраты с уступчатыми краями или вытянутыми концами, треугольники — амулет, крестообразные фигуры, простые и ступенчатые ромбы, меандр, звездчатые формы. Вместе с тем в орнаменте представлены растительные и рогообразные элементы. Центральное поле некоторых полос украшалось растительным узором в виде дерева или пышного цветущего куста.
Каймы состоят из двух-трех узких и широких полос. В узких используются зубчатые линии, для широких полос характерны мотивы в виде ступенчатых ромбиков, пары бараньих рогов или двойных завитков, расположенных рядами, квадратики, украшенные шахматным узором. Бордюр декорировался мелкими узорами, чаще цепочкой ромбов, составленных из двух сцепленных крючков.
В туркменской юрте, как и в жилище большинства тюркских народов, в орнаментике тканых полос, ковров, занавесей и т.п. преобладал красный цвет, ассоциировавшийся по народным поверьям с животворящей силой и защищавший от дурного глаза. Сакральный характер им придавал и символизм геометрических фигур узора, отражавший эволюцию верований туркменского народа.
Особенно великолепны гузыл йуп, называемые так за глубокий красный фон, по которому упругой динамичной полосой скомпонован меандр коричневого цвета. Расцветка дорожек очень эффектна, несмотря на преобладание темного тона. Основа их орнаментики, в которой органично сосуществуют сюжетные элементы, — вытянутые концентрические ромбы разной расцветки. Впечатление, производимое узором центрального поля, усиливает трехрядная кайма, связывающая композицию в единое целое.
В настоящее время потребность в юртовых лентах отпала, и раритетные шедевры коврового искусства стали достоянием музейных коллекций.