(11 июля 2020) В выставочных залах этнографии городского историко-краеведческого музея города Туркменбаши собраны редкие и, как сейчас сказали бы, эксклюзивные ковровые изделия прикаспийских туркмен.
Среди них настенный ковёр «Garahaly» размером 5 на 2 метра. В туркменских коврах, как известно, преобладают красные тона – от тёмно-вишнёвого до ярко-алого. Ковёр «Garahaly» же словно вобрал в себя густые фиолетовые чернила южной ночи с аспидно-изумрудным цветом штормового моря. Ковёр «дышит» тайной. В йомудских узорах «gabsa göl» выделяется якорь (labyr), воспроизведённый в не стилизованном, а в натуральном виде. Это символ веры, надежды и стабильности. По версии современных учёных, якорь – знак династии парфянских царей.
В культурном наследии туркмен мифология занимает важное место не только в устном народном творчестве и литературе, но и в монументальном и прикладном искусстве. Каждый ковёр – закодированное произведение. По ковровым узорам (гёлям), воплотившим мифы и легенды, можно прочесть многовековую летопись нации и космографию во всём её многообразии от сотворения мира до происхождения человека и его назначения во Вселенной.
Также здесь экспонируются современные оригинальные ковровые изделия. Это, к примеру, стенной гобелен, сотканный семьёй Атаевых из Ашхабада, который они преподнесли в дар к 100-летнему юбилею города Туркменбаши. На гобелене изображён подводный мир с его обитателями. В центре выткана большая рыба из старинной легенды. Ак докы, или белая белуга – мифологический судья творческих состязаний. У прибрежных туркмен издавна считалось, что белуга обладает даром воспроизводить, словно эхо, любые мелодии. Лучшей мелодией признавалась та, которую повторит из глубин моря Ак докы. Конкурсы проводились на Авазинском взморье в звездопад третьего месяца лета. На музыкальные состязания приезжали из ближних аулов и дальних мест лучшие бахши приморского края. Судили состязания халыпа – известные наставники, воспитавшие на своём веку не одно поколение знаменитых музыкантов. С утра и до заката бахши соревновались на берегу моря. Округа наполнялась чарующей музыкой, давшей со временем название всему побережью – Овазы (Мелодия). Ни дождь, ни ветер, ни жгучее солнце не прерывали соперничество бахши. Строгое жюри взыскательно оценивало их мастерство, и когда между исполнителями оставалось только двое, начиналось главное действо. В час заката соперников разводили по двум холмам, возвышающимся вблизи зоны прибоя. Вокруг холмов, рядом со своими кумирами, собирались их почитатели. Бахши пели, пока старейший халыпа не различал отзвук мелодии, поданный рыбой Ак докы. Он останавливал состязание, и все приветствовали победителя. По обычаю на праздничном тое победителю вручали приз – прекрасный йомудский ковёр.