Туркмены, которые жили оседло, издавна назывались чомур, а кочующие со своими отарами – чарва. Яркая самобытная культура земледельцев-скотоводов, сохранившая традиции их предков – кочевников, явление бесспорно, уникальное. Современные культурологи считают, что бытовые условия жизни кочевников, отлаженные веками жизни в степях и песках, могут еще не раз послужить людям в будущем. Но многое уже ушло в небытие. Исчезли уже люди, которые были носителями специфических знаний, забыты их древние ремесла. Однако остался научный отчет замечательного этнографа, позволяющий восстановить то, что было накоплено туркменами за их историю к началу 20 века. Речь идет о Самуиле Мартыновиче Дудине.
М. Дудин закончил императорскую академию художеств, был учеником в мастерской Ильи Репина, получил возможность побывать в Риме в Берлине, Вене, Амстердаме. В Дудине зрело ощущение своей силы, возможности спасти от забвения культуру, уходящую в небытие. Он понимал, что сможет это сделать, как искусствовед, этнограф и художник.
Благодаря его трудам в Российском этнографическом музее сохранились уникальные экспонаты. Выставка этих экспонатов с названием «Туркмены. Гармония в красном» проходила в Санкт-Петербурге.
В залах музея зрители не переставляли удивляться незнакомой для многих культуре и делиться своим восприятием увиденного. Посетители узнавали, как проявлялся красный цвет в культуре туркмен, что он не только выражение страсти, как расшифровывают этот цвет европейцы. У туркмен это выражение нежности в детской одежде, красоты и жизненной силы — у девушки. Выставлен халат, в который укутают невесту, как эдакий бутон, и привезут в дом жениха.
Богатейшая палитра оттенков красного цвета достигалась в домашних условиях мастерским окрашиванием материала корнем марены. В зависимости от протравки получались красители разного цвета — красного, розового, пурпурного-фиолетового, оранжевого и даже коричневого. Марена была популярна у туркменских мастериц до начала эры анилиновых красителей, так пагубно повлиявших на их древнее искусство. Среди покупных тканей особо ценилось тоже красное сукно и красные хлопчатобумажные платки, которые использовались как головные повязки.
Российский этнографический музей обогатился ценнейшими образцами коврового искусства туркмен, благодаря энтузиазму многих собирателей, в том числе этнографу Дудину. Ковры были его глобальной идеей. Опытный ценитель мог читать маркеры племен на разнообразных туркменских коврах, как летопись всего этноса. Дудин очень переживал, что традиции феномена туркменского ковра погибнут в коммерческих ковровых артелях. Именно потому для него важно было успеть зафиксировать руку старых мастериц, их навыки. Самуил Мартынович торопился и покупал все, что привлекало его внимание. Выделенных на экспедицию денег было мало, потому исследователь покупал не большие, а в основном, маленькие ковры и даже обрывки очень старых ковровых изделий.
Позже открылась еще одна выставка, где представлены уникальные образцы старинной одежды туркменок разных племен — «Великолепные костюмы Российской империи: Сибирь, Центральная Азия и Дальний Восток». На открытии подобных выставок на туркменскую тему часто собираются ученики и последователи Самуила Мартыновича Дудина.