(28 сентября 2017) В дни Азиады в Музее изобразительных искусств развернута выставка картин и скульптуры малых форм.
Подбор работ туркменских художников, в первую очередь, рассчитан на знакомство зарубежного посетителя с природой Туркменистана, обычаями его гостеприимного и дружелюбного народа, в том числе и увлечением спортом как неотъемлемой части жизни туркменистанцев.
Открыла выставку картина студентки Академии художеств Лачин Байлиевой «Здоровое поколение – сильное Государство». Она изобразила группу велосипедистов, мчащихся на запредельной скорости по дороге, опоясывающей объекты Олимпийского городка. В работе много воздуха, азарта и динамики, подчеркнутых бликовым отражением гонки на мокром асфальте.
Продолжила тему велоспорта картина Чары Овваева «Перед стартом». Последние напутствия даёт тренер команде велогонщиков перед ответственным соревнованием. Художник представил коллективный психологический портрет спортсменов. Все они нацелены на победу, но каждый по-своему переживает предстоящее состязание. Художник хотел показать, что жизнь спортсмена – это не только победы или поражения, это еще и предстартовое волнение от осознания огромной ответственности.
В картине народного художника Туркменистана Аннадурды Алмамедова «Борьба за мяч» изображен захватывающий момент, который во многом решает исход соревнования. Зрительское внимание сфокусировано на азартной борьбе спортсменов за овладение мячом.
Совсем иначе выглядит картина «Первая встреча» Джумы Бекдурдыева, в которой художник запечатлел тренировку новичков. Обращает внимание предельная сосредоточенность ребят, слушающих своего тренера, ведь каждый из них в мечтах видит себя знаменитым футболистом. Картина написана в декоративном жанре, с красиво гармонирующим по цвету большим количеством различных предметов.
Художник Джумамурат Мухамметназаров представил на выставке несколько работ, каждая из которых заслуживает того, чтобы рассказать о ней отдельно. Одна из них — «Туркменские охотничьи собаки». Охота происходит в пустыне весной, о чем свидетельствует местность, по пустынным меркам густо покрытая растительностью. Две собаки — тазы и сокол представлены в момент охотничьего триумфа. Картина написана в духе классической западноевропейской живописи.
С картиной соседствуют два замечательных натюрморта, главные «персонажи» которых виноград и яблоки поражают посетителей выставки сочной плотью плодов. Ягоды виноградной грозди светятся изнутри аппетитным нектарным соком. Максимальная натуральность, уходящая корнями в академичность стиля, вызывает повышенный интерес.
В фондах Музея изобразительных искусств хранятся работы туркменских мастеров, запечатлевшие красоту спортивного тела и духа в малой пластике. И хотя эти работы были созданы скульпторами относительно давно, в дни ашхабадской Азиады они обрели второе дыхание. Взять, к примеру, скульптуру Михаила Новикова «Перед стартом». Михаил изобразил спринтера. Левая рука легкоатлета приподнята, голова немного опущена, он сосредоточено ждёт сигнала к старту и как только он прозвучит, спринтер полетит «стрелой» к финишу, чтобы первым его достичь.
А вот мальчишка-сорванец в широких борцовских штанах делает первые шаги в спорте. Подражая взрослым, он уверенно держит руки на поясе в ожидании выхода соперника. В его взгляде твёрдость и решительность. Он как бы с вызовом говорит собравшимся вокруг зрителям: «Кто не боится выйти на ковер и побороться со мной, нет таких смельчаков?!” Агамерет Гараев в своей несколько юмористичной работе «Пальван» использовал бронзу, цвет которой имитирует естественный загар малыша и придаёт фигуре достоверность.
Статная девушка в боевой позе, словно амазонка, держит лук перед собой, свободной рукой натягивая невидимую тетиву. Взгляд лучницы настолько сконцентрирован на мишени, что ничто не в силах отвлечь ее от цели. И хотя колчан на поясе полон стрел, спортсменке предстоит поразить мишень с первого раза. Моммы Сеитмырадов отлил свою «Лучницу» в алюминии, серебристый оттенок которого эффектно подчеркнул красоту стройного молодого тела.
Спортивные единоборства всегда были в почёте у наших предков, стрельба из лука, борьба и другие состязания традиционно привлекали многих участников и зрителей: дух состязательности, азарт и стремление достичь цели — в менталитете туркменского народа.