(21 июня 2017) При первом же знакомстве с творчеством Джехан Хановой возникает стойкое убеждение, что перед нами работы, автор которых наделен философским взглядом на окружающий мир.
Любители живописного искусства сразу же признали в художнице непревзойденного мастера натюрморта. Джехан Хановой удаётся из обычных предметов создать оригинальную композицию и наделить её магией цветовых нюансов. Причем получается это у неё не тривиально, а свежо и небанально, с узнаваемым авторским почерком.
Яркий туркменский платок и халат-дон, расшитый колоритной национальной вышивкой, превратились в прекрасный фон для любования коренастой тыквой и угловатыми гранатами, расположившимися рядом со старинными кувшинами и дутаром. Не стоит искать логики в подборе персонажей натюрморта. Скорее всего, автор хотела сказать, что они созвучны повседневной жизни туркменского народа.
Замечателен натюрморт «Подсолнух с персиками», главный герой которого – взрывной, растрепанный и сердитый подсолнух, стоящий в синем с золотом графине в окружении сладких персиков, яблок, груш, рассыпанных на подносе. Диссонанс между увядающим подсолнухом и сочными спелыми фруктами рождает аллегории. Похоже, что подсолнух выступает в роли стража, охраняющего вверенные ему фрукты. Можно трактовать эту картину и по-другому, в зависимости от фантазии зрителя. Но главное не в логике, а в гармонии, подчёркнутой бликами синего цвета графина и серебристого подноса, окружающих харизматичный подсолнух.
В натюрморте «Куклы Р.Мередова» изображена одна большая кукла с двумя поменьше – в пышных юбках на кринолине с белокурыми локонами, так, как будто мама с дочками из далекого 18 века отправляется на важный аристократический приём. Возможно, эта картина не несет особой смысловой нагрузки. Но как красиво написана эта работа и как оригинально смотрятся куклы в жанре натюрморта.
Джехан Ханова после окончания Ашхабадского художественного училища в течение года обучалась в студии народного художника Туркменистана Дурды Байрамова, который занимался с выпускниками училища по программе Московского художественного института имени Сурикова. Такая подготовка помогла ей стать студенткой этого престижного вуза.
Джехан хорошо удаются и портреты. Зрительский интерес неизменно вызывает портрет «Девушки с характером». В нём каждая деталь «работает» на образ героини: смелый взгляд, волевой подбородок, косички с упрямым изгибом и даже сильно затянутый узел на платке.
Большое число работ, посвященных цветам, выдает в Джехан Хановой успешного флориста. От работ из серии «Цветение лотоса», написанных в зеленовато-сиреневых тонах, как бы исходит пряный запах теплой воды, а растительная плоть на полотне выглядит осязаемо.
Обращает на себя особое внимание картина «Материнство», выполненная в форме круга. На фоне фрагмента юрты и стоящей в ней колыбели изображена молодая мама, кормящая дитя. Всё в картине символизирует вечность, и не имеющая начала и конца форма круга, и колыбель, и кормящая женщина…