(2 апреля 2017) Открывают тематическую экспозицию два полотна Амана Амангельдыева.
На картине «Строители Каракумского канала» художник запечатлел один из этапов создания рукотворной реки. Палящее солнце окрасило пески в охристые тона, усиливающие восприятие нелёгкого труда гидростроителей, натруженные руки и лица которых покрыты загаром. Вторая работа — «Портрет строителя Каракумского канала» — продолжает изобразительное повествование о гидростроителях. С картины на нас смотрит обветренное лицо мужчины, который пробороздил своим экскаватором ни один десяток километров пустыни. На заднем плане – обвалы земляных пластов.
В глазах героя — уверенность и спокойствие. Он привык побеждать климатический экстрим, привык выполнять и перевыполнять плановые задания, так как знает, что с приходом воды на некогда пустынных землях раскинутся поля и зацветут сады. Керим Гуллаев в картине «Строители Каракумского канала» показал иной производственный процесс – углубление дна канала.
Подолгу посетители выставки задерживаются у картины народного художника Туркменистана Баба Овганова. На ней изображена группа мирабов, которые совещаются перед началом работы. Изобразительная монументальность подчёркивает профессиональную основательность героев полотна, а лаконичная палитра усиливает композиционную гармонию.
В экспозицию вошли несколько картин из серии «Мираб» Натальи Кирилловой. На одной из них — мираб, сидящий на краю поля, рядом с накопителем воды. Он отдыхает, читая свежую газету. Перед ним термос с чаем и нехитрая снедь. А вокруг на грядках — первые всходы, несущие жизнеутверждающий посыл. На другом полотне мы видим поильную колоду на отгонном пастбище, конец которой теряется вдали. В центре – мастер, распределяющий воду, и его внук – юный помощник, во всём подражающий деду.
Заслуженный художник Туркменистана Ниязмурад Доводов изобразил насосную станцию в промышленном масштабе, питающую водой населенный пункт. Строгое здание, выгоревшее под солнцем, почти сравнялось по цвету с песчаной почвой. Даже небо покрыто знойной дымкой, сквозь которую угадываются очертания гор. Однако, как говорят в народе, есть вода – будет жизнь…
Совсем иначе подошел к раскрытию праздничной темы художник Артык Ремизанов. Он изобразил бытовую сценку из жизни горцев. Артык так и назвал картину «Горянка», использовав распространенный на Востоке сюжет 19 века – молодая женщина с кувшином на плече. Горянка в голубом платье Артыка Ремизанова также прекрасна, как и её предшественницы из прошлых веков.
Отрадно, что тема почитания воды и труда мастеров, облагораживающих нашу жизнь, нашла отражение в национальном изобразительном искусстве. Традиция бережного отношения к воде живёт в генетической памяти народа, благодаря чему отвоеванные у пустыни обширные территории превращены в цветущие оазисы. Как и столетия назад, мы относимся к капле воды как к крупице золота, отдавая дань уважения искусному труду и культуре ирригации наших предков.