(9 октября 2017) Национальное декоративно-прикладное искусство никого не оставляет равнодушным.
Особое место в нём занимают ювелирные изделия – женские и детские национальные украшения, обереги и амулеты. Они отличаются красотой и гармонией, привлекают самобытностью, симметричностью узоров и уникальными чертами национального орнамента. Ещё в далёком прошлом туркменские зергеры научились виртуозно сочетать золото и серебро с благородными камнями, выработав непревзойдённые по эстетическим качествам художественные каноны. Продолжая традиции мастеров прошлого, туркменские ювелиры сегодня создают подлинно национальные произведения.
В нашей стране уделяется большое внимание развитию ювелирного искусства. Глава государства высоко ценит труд мастеров, которые, продолжая вековые традиции, раскрывают в своих творениях историю народного творчества, его память и высокую духовность. Ведь ювелирное искусство – это древнейший феномен туркменской культуры, в котором особенно ярко проявились великое богатство художественного вкуса и изумительное чувство декоративности, особенности художественного видения и творческого мышления нашего народа.
Известно, что ювелирным делом раньше занимались только мужчины. Эта профессия требовала особых навыков работы с инструментами, художественного вкуса, большого терпения. В древности тайны ювелирного ремесла передавались по наследству, в начале ХХ столетия учеником мог стать уже любой способный подросток, а в наше время и женщина-ювелир – не редкость.
Айджемал Чарыева – выпускница Государственной академии художеств. Уже первые её работы, представленные на выставках и конкурсах, привлекли внимание специалистов и ценителей искусства. О большом мастерстве девушки-зергера свидетельствует и то, что ещё студенткой, в 2011 году она стала лауреатом Президентского конкурса среди деятелей литературы, культуры и искусства. Сегодня Айджемал преподаёт в Академии и среди её студентов – четыре талантливые девушки.
Мы побеседовали с молодым преподавателем кафедры народно-прикладного искусства Айджемал Чарыевой, попросив рассказать об особенностях и своеобразии туркменских украшений:
– Ювелирные украшения – неотъемлемая часть быта туркмен. Их носили женщины и дети. Они создавались не только как декоративное дополнение к наряду, но и как чудодейственные талисманы. Форма, расположение камней, пропорции, композиция, орнамент – всё это несло в себе магический смысл. Даже выбор серебра не случаен – по древним поверьям оно обладало целебными и защитными свойствами. Для отделки чаще всего использовали полудрагоценные камни: бирюзу, сердолик, нефрит. Но самым любимым был и по сей день остаётся сердолик – камень, приносящий (согласно поверьям) в дом изобилие, счастье и покой, а своей владелице – здоровье и защиту от негатива.
Туркменские украшения очень отличаются от изделий других народов. В них ярко выражен национальный характер, им чужда вычурность. На первый взгляд они просты, но, присмотревшись, можно увидеть редкое сочетание гармонии, достоинства, благородства и вкуса. В каждом регионе своё направление, свой стиль, свои узоры, они не повторяют друг друга и их легко различить.
Работы молодого ювелира А.Чарыевой оригинальны и колоритны. Вглядываясь в переплетения узоров, где каждый элемент тщательно продуман и связан с другими деталями, невольно думаешь о гармонии украшений, которые звучат сиянием металла и камней, словно хорошо сложенная песня. Трудно сказать, чего в них больше: традиций или собственной фантазии?
– В своих работах, – говорит Айджемал, – я использую традиционные орнаментальные мотивы, но привношу в них современные элементы. Любое украшение стараюсь обогатить, как мне кажется, оригинальными чертами, которых не было в других изделиях и которые подсказала мне моя фантазия, стремясь при этом сохранить и передать национальный характер.
– Вообще труд зергера – это работа не только умелых рук, но и души, и сердца, – продолжает мастер. – У каждого ювелира своё направление, свой стиль, а это и есть – сам человек, его мир, его душа.
Передо мной работы Айджемал: выполненная из мельхиора и латуни гульяка «Куштдепди», покрытая позолотой, с сердоликом в центре, вокруг которого – узорчатые фигурки, напоминающие танцующих девушек; головной убор «Тумарша», гульяка «Шахматы», серьги с подвесками шельпе… Названия у них разные, но то, что их объединяет – это действительно чудо, рождённое трудом и вдохновением талантливого мастера.