(21 июля 2017) Искусство создания украшений имеет древние традиции, о чём свидетельствуют музейные собрания.
Учёные предполагают, что самые ранние изделия, используемые в качестве украшений, появились в период палеолита – это то, что было создано самой природой – отполированные временем, осадками, энергией морских волн камни, раковины, зубы и кости животных.
В древности ювелирные украшения служили не только мерилом богатства. Люди верили в их магическую силу и использовали в качестве оберегов.
В Историко-краеведческом музее Марыйского велаята представлены все виды традиционных туркменских ювелирных изделий – женские, мужские и детские украшения, амулеты, а также образцы конских сбруй, инкрустированные сердоликом и мелкими штампованными серебряными накладками.
Профессия ювелира (зергера, кумушчи) была мужской, требовала филигранной техники и художественного вкуса. Секреты мастерства хранились в семье и передавались от отца к сыну или родственнику по мужской линии. Начиная с XX века, зергеры стали брать в ученики способных юношей независимо от степени родства и передавали им свои навыки бесплатно, предоставляли жильё и питание, а за старание вознаграждали. Обычно в подмастерья поступали мальчики 10-12 лет. На протяжении первых лет обучения им доверяли лишь самые примитивные работы – раздуть меха или убраться в мастерской.
Постепенно, видя интерес и способности подопечного, мастер давал возможность показать себя в деле, поручая простейшую работу. За годы обучения будущий ювелир овладевал почти всеми техническими приёмами. Получить звание серебряных дел мастера можно было, самостоятельно сделав украшение. В случае успеха проводился обряд посвящения в мастера, по окончании которого наставник дарил воспитаннику инструменты и материал для работы, а один из аксакалов от имени ученика в знак глубокого уважения дарил учителю халат (дон). Но ещё долгое время молодой мастер, прежде чем вынести товар на базар, обязательно показывал его наставнику.
Основным материалом для изготовления туркменских ювелирных украшений было серебро, которое приносил заказчик. Часто отдавали на переплавку старые украшения или серебряные монеты. Использование именно этого материала объяснялось верой в его сакральную силу. Женщины предпочитали носить серебряные украшения, инкрустированные сердоликом, которые органично дополняли национальную одежду туркменок.
Из основных технических приёмов ювелиры чаще всего использовали резьбу на проём, гравировку, штамп, технику золочения по серебряной основе, насечку и ковку. В начале ХХ века, наряду с сердоликом и бирюзой, в декоре украшений стали применяться цветное стекло, мастика и бусины. Нижние края изделий украшали штампованными подвесками разной конфигурации, монетками, бубенчиками и цепочками.
Особое место в музейной коллекции ювелирных изделий занимают девичьи и женские украшения. И сегодня традиционный женский костюм туркменской женщины нельзя представить без серебряных украшений, украшающих одежду и головные уборы, покрывающих шею и руки. Для туркменских ювелирных украшений характерны лаконичность форм и орнамента и стилистическая гармония.
По народным поверьям, украшения-обереги защищали и отпугивали злых духов и привлекали добрых, притягивали удачу и достаток, спасали от болезней. Первыми украшениями маленьких детей были амулеты, которые нашивались на одежду. Украшения имели и практическое значение: когда ребенок начинал ползать, на него надевали куртекче – одежду с бубенчиками. Занятая делами мать, по их звону могла определить, где находится её малыш. Один из самых необычных детских оберегов ок-яй – амулет в виде стилизованного натянутого лука со стрелой, который обычно пришивали на одежду мальчика, чтобы он рос отважным и сильным.
Современные мастера ювелирного искусства черпают вдохновение в уникальных изделиях, созданных их предшественниками столетия назад. Бережное отношение к культурному наследию позволяет нам сохранять ментальную самобытность, развивая и обогащая традиции, генерировать творческие идеи и новые подходы, отвечающие запросам времени.