(29 мая 2017) Главные героини праздничной экспозиции — ковровщицы, создающие уникальные рукотворные шедевры – национальную гордость туркменского народа.
Одно из ярких полотен тематической выставки — «Чабаны» Амана Амангельдыева. Сюжет картины – группа чабанов, окруженная отарой овец – напоминает посетителям выставки откуда берутся шерстяные нити, из которых мастерицы ткут ковры.
Работа Петра Тутинасова «Из прошлого» представляет пожилую женщину, сосредоточенно скручивающую нити для будущего ковра. Этой картиной художник выражает восхищение трудолюбием и талантом мастериц, подчёркивая насколько кропотливы и ответственны все этапы создания ковра.
Другая картина художника Амана Амангельдыева, вошедшая в праздничную экспозицию, называется «Туркменские ковровщицы». На ней изображены пять девушек в яркой национальной одежде, начинающих работу над рукотворным полотном.
Почетный гость праздничной экспозиции – художник по ковру Ада Гутлыев. Семь раз он становился победителем ежегодного творческого конкурса по лучшему художественному воплощению красоты ахалтекинских коней.
— Для меня, — говорит он, — Праздники скакуна и ковра – самые любимые в национальном календаре. Об уникальности туркменских ковров свидетельствует их высокая плотность: 400 тысяч узелков на 1 квадратный метр. Наши полотна невозможно проткнуть иглой. Если налить воды, она не просочится, а будет удерживаться на поверхности ковра. Разве это не чудо?!
Но самое главное, что сегодня традиции, передаваемые из поколения в поколение, обогащаются современными тенденциями и новыми знаниями, расширяется цветовая палитра и совершенствуются технические приёмы. Бригаде ковровщиц, с которой я работаю, удалось соткать двусторонний тематический ковер.
Особое место на выставке занимают картины, посвященные кошмовалянию. О кошме говорят, что она «младшая сестра ковра». Одна из самых впечатляющих работа на эту тему – «Кошмоваляльщицы» Николая Червякова. Художник зафиксировал момент, когда три женщины уже готовы к процессу кошмоваляния, дело – за четвертой, которая готовит нить для создания будущего узора.
На выставке представлены образцы орнаментов, разработанные художниками как для ковров, так и для кошмы. Наиболее запоминающийся эскиз для кошмы –стилизованный рисунок с пиалами, уложенными в узор. Колоритный и самобытный орнамент, наверняка, станет популярным у создательниц войлочных ковров.
Преемственность традиций в искусстве ковроткачества отражена в картине Амана Кулиева «Годы и жизнь». Художник изобразил пожилую женщину, лицо которой покрыто сеточкой глубоких морщин, а усталые натруженные руки спокойно лежат под светлом нарядном платком. Знатная ковровщица пользуется любовью и почитанием молодых мастериц. Возраст и состояние здоровья не позволяют ей сесть за работу, но она помогает советами ученицам, продолжающим дело её жизни.
Выставка восхищает и удивляет, а, главное, вызывает гордость за талант и трудолюбие искусных мастериц. Рукотворные полотна – художественное воплощение эволюции культурных традиций и мировоззрения туркменского народа. Их орнаментальная уникальность и символизм отражают менталитет нации и историко-духовную преемственность.