История, культура

Столица — Ашхабад: самая южная столица Содружества Независимых Государств —  лежит под 38-й параллелью, на широте Кордовы и Афин, Сеула и Сан-Франциско;самый крупный город Туркменистана; самый индустриальный город республики, дающий более 17% ее промышленной продукции; самый крупный ее культурный центр, в котором находятся республиканская Академия наук, более 30 научно-исследовательских и более 100 медицинских учреждений, 4 высших учебных заведения, в том числе Туркменский государственный университет, 10 техникумов, более 40 общеобразовательных школ, 4 театра, Государственная филармония, издается более 20 газет и журналов; наконец, Ашхабад — географический центр Туркменистана: находясь всего в нескольких десятках километров от туркменско-иранской государственной границы, столица вместе с тем отстоит примерно на равных расстояниях и от самого западного города республики — Красноводска, до которого 550 км, и от самого восточного ее города — Чарджоу, до которого 587 км, от самого северного — Ташауза — 530 км и от самого южного — Кушки — около 500 км.Ко всему этому Ашхабад и самый молодой город, исключая Душанбе, среди столиц наших союзных республик. Он основан как военное укрепление в январе 1881 г., после того как царские войска заняли весь Ахал-Текинский оазис, и в частности расположенный на его востоке аул Асхабад. Это небольшое текинское поселение, давшее имя будущей столице, до недавнего времени еще располагалось за ее пределами и лишь в последние пятнадцать лет было полностью поглощено быстра растущим городом.Вся недлинная история туркменской столицы, все неполные 90 лет ее жизни были густо насыщены важными событиями, значительными переменами. За это время она трижды меняла свое название и по существу дважды рождалась.
Две главные причины послужили тому, что заурядная крепостишка за земляным валом, с гарнизоном, расквартированным в глинобитных бараках, очень быстро преобразилась в оживленный город, в резиденцию высших властей «замиренной» Закаспийской области, в ее главный административно-политический и торгово-транзитный центр.

Первая из этих причин — положение на перекрестке давно проторенных караванами торговых путей: на юг — по Кучанекой дороге (сейчас Гауданское шоссе) через копетдагские ущелья до границы с Персией — важным тогда торговым партнером России на Востоке; на север — через Каракумы в Хиву; на восток — через Теджевский и Мургабский оазисы, через переправы на Амударье — в Бухару. Но значение этой первой причины еще во сто краг возросло после 1885 г., когда к Асхабаду подошел рельсовый путь, который через год дотянулся уже до Чарджоу, а еще через 10 лет до Кушки — границы с Афганистаном. Недаром в первоначальном проекте герба Асхабада предполагалось на щите под царской короной изобразить верблюжий караван и железнодорожный поезд как символы «отличительной черты и главного характера жизнедеятельности города».
Герб Туркменистана
Вторая причина стремительного подъема Асхабада — достаток на первых этапах хорошей пресной воды и строительных материалов — дерева на недалеких горах, галечника и глины в пригородах.

Едва наладилось движение по железной дороге, как в Асхабад хлынул из разных мест России, особенно с Кавказа, пестрый людской поток: добирался сюда бедняк-ремесленник и мелкий торговец в надежде на твердый заработок, на ежедневный кусок хлеба; спешил предприимчивый промышленник и оборотистый купец в расчете на жирный барыш в новой колонии; оставались жить в городе рабочие, закончившие строительство железной дороги, солдаты, отслужившие срок повинности, отставные офицеры; оседали переселенцы из Персии, торговцы, ремесленники, земледельцы, благо в главном городе только что «замиренного» края легко было найти подходящее занятие; бежали сюда персы-бехаисты, гонимые на своей родине религиозной нетерпимостью.

КУЛЬТУРА

 

Знаете почему Восток так славится своим гостеприимством? Потому , что его жители искренне считают, что гость посылается Аллахом. Как гостя встретишь, такую почесть окажешь Всевышнему. Еще в древние времена , кочуя по пустыням семьями и испытывая все тяготы, связанные с этим , люди без поддержки друг друга просто не выжили бы. Не оказать прием уставшему путнику, считалось очень дурным тоном. От такого человека отворачивались даже близкие родственники. Очень гостеприимны и туркмены. Туркменское гостеприимство — самый определяющий признак этого дружелюбного народа. Туркмены часто складывают мнение о человеке по тому, как он принимает гостей. Гостя приветствуют словами «Хош гелдиниз!» и, кроме того, произносят ритуальные фразы: «Как мы рады вас видеть! Какую честь вы нам оказали!»Не сесть с туркменом за стол, не отведать угощения, не выпить верблюжьего молока, значит сильно обидеть человека, который искренне старался. Мы знаем , что люди Востока предпочитают трапезничать , сидя на полу. Но в обязательном порядке для гостя стелится самая лучшая скатерть, на которой и расставляются все угощения. Кстати, наступать на скатерть ни в коем случае нельзя, ведь у туркменов она считается священной, а значит, наступив на такую скатерть, ты совершаешь грех. Также у туркменов очень трепетное отношение к соли и к хлебу. Для них эти продукты священны, и на них также ни в коем случае нельзя наступать. Туркменская кухня ,несколько однообразна, но очень вкусна и сытна. В основном мясные блюда ( баранина, птица), мучные ( чуреки )и молочные ( чала ). Ну и конечно же необходимо сказать несколько слов о зеленом чае. Туркмены зеленый чай пили, пьют и будут всегда пить в огромных количествах. Это один из самых излюбленных напитков.

Традиционное почтение старших

  

Почтительное отношение к старшим также основывается на древних традициях. Недопустимо не выполнить их просьбу, спорить с ними, смотреть на них исподлобья или выражать свое недовольство, ждать благодарности за оказанную услугу или напоминать о ней. Обычаи требуют почитания родителей и вообще старших. Туркменская поговорка гласит: «Золото и серебро не стареет, отец и мать цены не имеют». Отец как глава семьи имеет право оценивать поступки своих детей, а также обязан защищать их. Дети должны с особым благоговением относиться к матери и уважать ее. Малейшее проявление непочтительного отношения или невнимания к матери не только осуждается окружающими, но и должно тут же пресекаться.

Традиции нравственности

Туркмены — высоконравственный народ. В своем отношении к жизни они культивируют гостеприимство, почитание старших, скромность, благородство, правдивость, честность, смелость, душевную щедрость. «Благородный человек, утверждает туркменская пословица, если обещает, обязательно сдержит свое слово».

Туркмены высоко ставят понятие чести. «Моя честь — это честь моей семьи, моего племени, моего народа», — любят повторять они. У туркмен сильно развит так называемый дух родства.

Туркмены всегда ценили искренность. «Говори правду, даже если она против тебя» — гласит народная мудрость. Почитаются долг и обязательство, осуждаются легкомыслие и болтливость.

В туркменском обществе всегда негативно относились к злословию, считая, что «тот, кто сплетничает с тобой, сплетничает и в твой адрес». И, конечно же, осуждались такие недостойные черты, как трусость, малодушие, неблагодарность.

Туркмены дорожат чувством дружбы и любви, поддерживают добрые отношения с соседями. Есть множество народных поговорок на эту тему: «Прежде чем построить дом, узнай, кто твой сосед», «Живи по соседству со счастливым, и сам будешь счастлив», «В первую очередь позаботься о соседе», «Близкий сосед лучше, чем далекий брат».

     

Богато и многообразно устное творчество туркменского народа.Сказания и предания, легенды и дестаны, песни и причитания,пословицы и загадки — вот далеко не полный перечень его видов и жанров. Юмор и сатира занимают в нем особое место: их по праву называют жемчужинами народной мудрости. Туркменский фольклор начал складываться в незапамятные времена. В течение столетий он дополнялся, менялся, запечатлевая исторический опыт трудовых масс, их упорную, хотя и не всегда успешную борьбу против «злых сил» природы и человеческого общества за свободу, счастье и светлое будущее. Любовь к труду, высокие моральные качества — добро, справедливость, честь — получили художественное воплощение также в сатирических и юмористических произведениях. Но главное их содержание составляет обличение человеческих слабостей; недостатков и пороков представителей господствующих классов — шахов и ханов, купцов и баев, мулл и шанов. Фольклор создавался разными слоями населения и в различные исторические эпохи. Поэтому вполне естественно, что отражает он культурно-бытовой уровень, взгляды, мировоззрение его создателей; соответствует тогдашнему укладу жизни и быта.

    

Искусство туркменского ковроткачества зародилось не менее шести тысячелетий тому назад. Древность туркменских традиций изготовления ковров подтверждают многочисленные археологические находки, а также письменные источники, которые рассказывают о необыкновенно красивых коврах из Парфии, которая находилась ранее на территории современного Туркменистана. Туркменские ковры самобытны и не похожи на ковровые изделия других народов ни техникой, ни орнаментом, ни цветовыми решениями. В цветовой гамме туркменского ковра преобладает бордовый цвет, который является фоном. А для орнамента используются темные тона синего, зеленого, черного цветов, а также оранжевый и малиновый орнамент. Черный цвет является неотъемлемой составляющей рисунка туркменского ковра и символизирует собой стихию воды, и как вода обрамляет землю, так и орнаментальные элементы черного цвета обрамляют все остальные орнаменты ковра, разграничивая и разделяя один орнаментальный элемент от другого. По традиции, в туркменском ковроткачестве используют только натуральные красители, что позволяет добиться характерной, традиционной цветовой гаммы, а в качестве сырья со стародавних времен используют только лучшие сорта шерсти местных пород овец. Очень качественные и практичные ковры, великолепно переносят неблагоприятные воздействия в виде влаги или грязи, создают уют в доме и радуют глаз своей красотой.

    

Яркие представители традиционного искусства туркмен — бахши — музыканты, сказители, поющие и играющие на дутаре. Музыканты-бахши во все времена пользовались в Туркмении особым почетом и уважением. Бахши кочуют сов своими песнями из селения в селение. И в каждой местности люди заранее готовятся к встрече: продумывают вопросы для беседы, место для торжества, угощение и пр. Они расстилают на большой площадке ковер, в середине разводят большой костер, который освещает всех присутствующих, а в нескольких метрах от него раскидывают скатерть-дастархан и выставляют различные сладости, фрукты, чель-пек (тонко нарезанное жареное тесто) и другие угощения. Слушать бахши собираются до двух тысяч человек.По мусульманскому обычаю, бахши носят особую одежду: дон (толстый халат на вате), тельпек (шапка из шерсти белого и черного баранов), белую рубашку, на ногах сапоги из мягкой кожи и широкие штаны. Они пьют воду, взятую из своего колодца, и пользуются своей посудой, перевозя ее с собой повсюду в неприкосновенном виде.Бахши начинает петь в пять-шесть часов вечера и заканчивает в восемь-девять утра. Через каждые два часа он делает короткий перерыв (10-15 минут), во время которого пьет чай, разговаривает с людьми. Музыканта постоянно сопровождает помощник, который хорошо знает его привычки и вкусы.

Национальные музыкальные инструменты.Дутар — струнный музыкальный инструмент. Слово происходит от двух иранских слов: ду — два, тар — струна. Самый древний музыкальный инструмент (около III в.) — оскар. Это духовой керамический инструмент, по звучанию похожий на флейту. Широкое распространение он получил не только в Средней Азии, но и в Индии, Пакистане, Иране, Афганистане, Казахстане. Гопуз — струнный щипковый инструмент, оснащенный вибрирующим при игре язычком. Музыкант придерживает инструмент губами и одновременно манипулируя языком. Так рождается очень необычный звук. Популярный струнный инструмент туркмен — гиджак. В отличие от дутара, на нем играют с помощью смычка. Его прозвали восточной скрипкой.

Народные песни — очень древнее искусство. По содержанию они разнообразны и связаны с разными сторонами жизни народа. Матери убаюкивают детей колыбельными, дети поют во время игры; есть девичьи, свадебные песни; трудовые, исполняемые во время тканья материи и ковров, доения верблюдов, при работе на ручной мельнице. Большой популярностью пользуется национальный эпос — дестан. Это музыкально-поэтические сказания: сказки, легенды, предания, которые декламируются нараспев. В дестанах чередуется прозаическое повествование и поэтические фрагменты-стихотворения, которые поются под аккомпанемент дутара.

Самобытность туркменской музыки выражается и в оригинальной манере пения. Певцы поют при большом напряжении голосовых связок и главным образом очень высоким голосом. Особенности природного ландшафта (степи, пустыни) и кочевого образа жизни выработали у туркмен привычку громко разговаривать. Отсюда и громкое пение, резко контрастирующее с тихим, нежным звучанием дутapa.

Традиционные свадебные ритуалы.Свадьбы у туркмен всегда были «окружены» множеством различных обычаев и обрядов. Главную роль в их исполнении играла одежда. Считалось, что даже имеет магическое значение, выполняя функции оберега и очищения.